Лабораторный блок питания для радиолюбителя 0-30В, 0-3А

Когда мне было 14, я уже занимался электроникой, и первым делом хотел сделать универсальный блок питания для будущих моих устройств. Это был простой с регулируемым напряжением до 12 В и выдавал максимум 0,3А. Потом, через некоторое время, я все забросил по разным причинам: институт, отсутствие времени, другие интересы. После того как я принял решение возобновить хобби, опять стал вопрос об универсальном блоке питании для радиолюбителя. На этот раз хотелось и помощнее, и с лучшими характеристиками, и цифровыми показателями и в лучшем исполнении.
В сети как обычно, на каждый вопрос миллион ответов, на каждую идею миллион предложений как ее исполнить. Это коснулось и лабораторного блока питания (ЛБП). Но пробороздив беспредельные пределы Интернета попал на одну очень хорошую схему, которая мне очень понравилась.

Схема. Это схема ЛБП с регулируемым напряжением 0-30В и регулируемым током 0-3А, защитой от короткого замыкания (КЗ), защитой от перегрузки.
 Нашел схему на буржуйском сайтеБлаго, эта схема оказалось очень популярной и все описания есть и на наших сайтах на понятном для нас языке.
Список сайтов где есть описания этой схемы:
И еще много других, но думаю и этих хватит чтоб узнать об этой схеме ЛБП.
На этом сайте есть такая же схема, но модифицированная и как говорят ее повторители, здесь устранен недостаток с опорным напряжением и напряжением питания микросхем. Но у меня никаких проблем не возникало, и я не делал такой схемы.
Сразу смею заметить, плата, собранная из исправных деталей и с правильным монтажом работает сразу, а вся настройка заключается в настройке НУЛЯ.
Печатная плата. Плата сделана из фольгированного текстолита с размерами 140мм*95мм.



На плате переделал только дорожки под имеющийся конденсатор С1 и диодный мостик. Остальное без изменений.
 Плату можно сделать и поменьше, например, пользователя DREDD из этого сайта. За счет более плотного размещения деталей на плате, размер получился 40*80мм. Какую плату делать – выбор за вами.

Корпус. Так как это был мой первый проект, мне хотелось сделать все самому, включая корпус. Корпус был сделан из старого системного блока. Пришлось его распилить, просверлить несколько дырочек и долго думал как все собрать в кучу, чтоб было удобно, если что, его разобрать. В итоге получился довольно неплохой корпус как для меня. Также, корпус достаточно великоват, потому что в будущем планирую сделать вторую такую плату, в результате чего, должен получится двуполярный по опыту уважаемого DREDD. Прикинув размеры, вторая плата должна поместиться. Корпус металлический и он боится замыкания, и если оно произойдет в процессе отладки или монтажа, обнаружить неисправную деталь будет довольно трудно. СОВЕТ: используйте готовые пластмассовые корпуса, которые продаются в наших магазинах, за исключением если у вас уже есть готовый подходящий под ваши цели.
Детали. Все детали доступные на рынке и не дорогие. Самыми дорогими деталями оказались: трансформатор, силовой транзистор, сглаживающий конденсатор С1, микросхемы и диодный мостик. Весь список деталей в приложении.
Трансформатор был сделан на заказ с требуемыми параметрами. Тороидальный трансформатор с выходным напряжением 24В и максимальным током чуть более 3А. Еще одна вторичная обмотка выдает 10В, 0,5А для питания индикации.
Вместо диодов применил диодный мостик RS607, допустимый ток 6А, и думаю этого достаточно. За все время использования чуть заметно греется. Тем более что 3А выходного тока мне не всегда надо, а если и надо то ненадолго. С такими нагрузками он справляется.
Сглаживающий конденсатор С1 рассчитан на напряжение 50В и емкостью 10 000мкф. По схеме обозначен на 3300 мкф, но смело ставьте больше, не пожалеете.
Микросхемы TL081 по даташиту выдерживают напряжение 36В, по этому с этим надо быть осторожным. Если трансформатор выдает 24В переменного напряжения то после выпрямителя и фильтра будет примерно 34В, запаса совсем мало. Как раз этот недочет исправляет вторая версия схемы. У меня получается около 33В, и один раз я умудрился их сжечь. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ.
Силовой транзистор Q4 я применил советский КТ827А. Сразу скажу, что тот который используется в оригинальной версии не выдерживает и горит чуть ли ни при первом КЗ. Устанавливаете КТешку на радиатор и все будет ОК.
Транзистор Q2 по рекомендациям был заменен на BD139. Соответственно если стоит такой транзистор, то нужно поменять резистор R13 на номинал 33К.
Некоторые радиолюбители которые ставят КТ827А, то Q2 совсем убирают. Об этом читайте на форумах. Я не убирал.
Монтаж. Когда плата и все детали были в наличии, я приступил к монтажу. СОВЕТ: обязательно проверяйте все детали на исправность и правильность монтажа. Это залог успеха. Желательно на плату ставить клеммы для входного переменного напряжения, для силового транзистора и выходного напряжения. Это очень удобно. 

Когда будете все собирать в корпус вам придется выпаивать некоторые провода или менять. Вы просто их открутите и вставите новые. Об этом я подумал уже после того как плата с дорожками уже была готова. После монтажа всех деталей, проверьте плату на сопли, КЗ, пайку деталей. СОВЕТ: перед первым включением не вставляйте микросхемы в панельки. Включите блок и проверьте напряжение на выводах 4 U2 и U3? Там должно быть «-5,6В». У меня было все ок, вставил микросхемы и включил блок. Замерил напряжение в некоторых пунктах, получилось такое:



Также необходимо заметить, что я поменял местами крайние выводы переменного резистора, отвечающего за Ток. Регулировка происходила наоборот: в крайнем левом положении, блок выдавал максимальный ток.
Также подстроечным резистором RV1 отрегулировал 0. Переменный резистор отвечающего за напряжение, выкрутил в крайнее левое положение, к выходным клемам подключил тестер и резистором RV1 выставил максимально возможно точный 0.
После проверки и тестирования блока, приступил к сборке в корпус. Сначала, я разметил где и какие элементы будут расположены. Закрепил клемму для сетевого шнура, потом трансформатор и плату.
Потом, приступил к монтажу Вольт – Амперметра, который на рисунке ниже:



Он был куплен на Aliexpress, за 4$. Для этого индикатора пришлось собрать отдельный источник питания на 12В, также к этому источнику присоединен вентилятор, который охлаждает транзистор если тот нагревается больше 60 С градусов. В основе управления вентилятором служит такая схема

Вместо резистора на 10К можно поставить переменный, для регулировки температуры при которой будет включаться куллер. Она очень простая и за несколько месяцев работы блока, вентилятор включался всего 2 раза. Принудительное охлаждение не хотел ставить: это дополнительная нагрузка на трансформатор и лишний шум.
Переднюю панель нарисовал в программе Front Designer 3.0. Файл в приложении. Прикупил ручки для переменных резисторов, выключатель, разместил все на передней панели, получилась вот такая панель.
ЛБП доволен. Для моих скромных нужд хватает. Более 30В мне не требуется. При КЗ светится светодиод, а напряжение падает почти до 0. Заметьте, падает до 0,2-0,5В. Но для меня это не существенно.




В будущем, как и говорил, сделаю еще один канал. Тогда переднюю панель придется переделать или совсем поменять. Но это в будущем, а сейчас работает и так.















Коментарі

  1. Я вот не понял.. а куда подключается амперметр???????????? подскажите пожалуйста..

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Смотрите на картинке (вставил картинку в статью)

      Видалити
  2. сделал вашу схему охлаждения для вентилятора, и почему то при подаче питания куллер сразу включается? сопротивление на терморезисторе 8кОм (маркировка м10к 0708 трехугольник в конце нарисован). Использовал IRFZ44N. В чем может быть проблема, может резистор 10ком увеличить?

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Во первых посмотрите чтоб сам термистор был NTC то есть с отрицательным температурным сопротивлением, если это так, то тогда поставьте переменный резистор на 10К и попробуйте уменьшить сопротивление, думаю причина в этом

      Видалити
  3. очень хороший блок питания, работает замечательно

    ВідповістиВидалити
  4. При напряжении 4.2 в и нагрузке 500 мА 2n3055 греется так что нельзя дотронуться, скажите это нормально?

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Автор видалив цей коментар.

      Видалити
    2. Конечно нет, если блок сам исправно работает попробуйте заменить на кт815 или кт819

      Видалити
  5. Ув. Taras
    Подскажите где искать причину. БП дает максимальное напряжение 23 вольта. Правда юлок собран из китайского конструктора DIY
    Спасибо

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. С китайскими конструкторами надо быть готовым к сюрпризам...Вы не первый. Есть шанс что где то что то не припаяно или перепутано! Берите схему и проверяйте каждую деталь, дорожку и распиновку!

      Видалити
  6. Здравствуйте. Вы указали, что при номинале R7 0.5 Ом ток К.З. составит 3.49 А. А каким образом я могу уменьшить ток К.З до 2-2.2А ? Что-то не пойму, как работает именно ограничение тока К.З. У применённого мной трансформатора Imax 2a, да и Q4 (TIP 035C ) при 5в и токе 2 а уже на границе безопасной зоны работы, по рассеиваемой мощности. Если я правильно датащит понимаю.

    ВідповістиВидалити
  7. Привет всем помогите пж начинающему радиолюбителю
    Собрал этот бп все гууд работает, но имея транс на 6 ампер и 27 вольт(убавил до 20 дабы не спалить операционки) мой бп выдает 25вольт это мне вполне хватает с головой но ток всего 2,4 ампер использую следующий транзистор (BU941ZP)на управлении сидит кт815а,прочел где-то что надо запаралелить транзисторы ну я так и сделал через резюк 0,1ом нечего не поменялось.Где копать или может че и где поменят

    ВідповістиВидалити
  8. все нашел резистор на 5 ватт нужно номинал меньше или нихром на 0,22ома до 4,5 поднял и убил резюк)))но переменник не докрутил до конца так что думаю 0,3ома на 10ватт буду ставить ну или утюг(нихром)

    ВідповістиВидалити
  9. On that website page, you'll see your description, why not read through this 검증사이트

    ВідповістиВидалити
  10. містер Бенджамін Лі був ключовим партнером у нашому успіху та безцінним активом для зростання та майбутнього нашої компанії, містер Бенджамін та його позикова компанія інвестували у мій бізнес із позикою 1000000 доларів у розмірі 2 натомість, і це було дуже приємно працювати з ним, тому що я не знаю, що б я зробив без допомоги пана Бенджаміна та його позикової компанії, пана Бенджаміна контактна електронна адреса: 247officedept@gmail.com та whatsapp: + 1-989-394-3740

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар